Он играл, оттянувшись назад, поспешно отводил угрозы в самом сердце взаимно связанной «4+2+4», не стремясь произвести впечатление на трибуны, забивал голы, перехватывал мячи, ругал «новобранцев» до потери голоса. Ноуон был еще более совершенным и еще более великим, чем когда-либо. Конечно, не все блестящие удары записывали на его счет, конечно, он старался приподнять других, довольствуясь тем, что само его присутствие Оказывало сильное влияние. Особенно в тот момент, когда нужно было обогнуть трудный мыс, но не в роли наблюдателя, а в качестве опытнрго лоцмана. Для того чтобы кто-то забил гол," он сто раз под
бодрит и даст десяток блестящих мячей. Король позволяет себе роскошь оставаться простым и брать на себя всю черновую работу.
Он изменил свою игру во время бега, он сменил свои «кошачьи» удары на рукопашную схватку, более эффективную и экономичную.
Добавляя новые оттенки в свою игру, увеличивая поле действия, являясь игроком в расцвете таланта, владею» щим искусством скромным, без украшений («как он просто играет!» — говорят про него), которое покоится на умении принести максимальную пользу команде, он удивительно приспособился к новым условиям. Все футболисты бразильской сборной знают это, и тренер Загало тоже.
После первенства мира про него писали: «Футбол должен теперь сломить свои прежние представления. Он приговорен стать более быстрым. Пасы «кошачьих ударов» Короля Пеле отныне принадлежат учебнику футболиста Завтрашнего дня. То, что Пеле удавалось делать одному на протяжении десяти лет, теперь делают или пытаются делать 100 игроков, и Пеле должен придумать что-то новое или дополнить свое волшебное искусство».
Те 100 игроков, которые его удачно копируют сегодня, естественно, игроки «Сантоса» или других бразильских клубов, соприкасающиеся с ним в течение года.
Пример? Остановка мяча грудью. В конце первенства мира в Мехико отмечался серьезный рост числа остановок мяча грудью. И если Пеле этого не изобрел, то он имел смелость применить такой прием в самой штрафной площадке. До него нападающий был счастлив «подставить голову» и иметь таким образом возможность попытать Счастье в воздушном поединке. Но Пеле всегда отказывался посылать мяч на авось, наудачу. Его кредо — точность удара.