И в последующие годы успех редко отворачивался от команды. Всего у Яшина одиннадцать медалей чемпионатов страны, одиннадцать раз его называли лучшим вратарем. Шестнадцать сезонов он провел в составе сборной.

Я помню вторую половину 50-х годов. Как всякий мальчишка, я играл в футбол во дворе и в пионерлагере, всегда старался попасть на стадион «Динамо», когда там проходили матчи. Мастера футбола были нашими богами. А самым любимым и знаменитым среди них был Лев Яшин. Он олицетворял весь отечественный футбол. Так будет и в 60-е годы.

Верно, все верно. Именно удивление и одновременно восхищение виртуозностью игры испытывали мы часто, когда Яшин совершал бросок, вытянувшись в струнку, парируя «мертвые» мячи. И было непонятно, как он это делает, этот не самый складный и типичный вратарь. Тут ведь вот еще о чем надо сказать: вратарское искусство сродни акробатике. Во всяком случае, акробатика входит в него составной частью. Прыгучесть, пластичность, умение правильно сгруппироваться и правильно приземлиться, отбив мяч или держа его в руках, причем приземлиться так, чтобы не получить травмы, не ушибиться и не выронить мяч. Акробатические броски многих вратарей нашей советской школы были очень эффектны, срывали аплодисменты трибун. Эффектны, но не всегда эффективны.

Рост Яшина (185 сантиметров) для спортсмена 50-х годов был заметным. Откуда у спортсмена с его данными возьмутся

особые акробатические способности? Ноги худые, руки длинные, сам сухощавый. И все же он совершал подчас просто ошеломляющие броски, добирался до мяча, летящего в верхний или нижний угол, вытягиваясь в струнку.

Спасти команду от верного гола — вовсе не то, что забить гол противнику. Конечно, зритель отметит красоту, поаплодирует, но трибуны не будут неистовствовать. При Яшине это было.