Кернер сказал, что он много слышал о «Спартаке», но все же то, что он испытал «на своей шкуре», явилось для него полной неожиданностью.

—    Мы хотели, — заметил Кернер, — показать венскую школу футбола, нам же преподнесли московскую. Так учителя за девяносто минут превратились в учеников.

—    Понравилась вам «московская школа»?

—    О да! «Спартак» мы не забудем.

Я уже говорил о слаженной пятерке форвардов «Спартака», в частности об организаторе атак Николае Дементьеве.

Теперь мне хотелось бы остановиться на их лидере —• центральном нападающем Никите Симоняне.

      

Мы знаем, что ломка схемы «дубльве» началась в центре атакующей линии. Действия блуждающего форварда Пайчадзе, поиски новых путей атаки сразу же нашли последователей и продолжателей маневренной игры.

А.   Пономарев и С. Соловьев прорывались в глубину «чужого поля» в самых неожиданных местах, Г. Федотов п В. Бобров применяли тактику сдвоенного центра, В. Николаев и А. Гринин ловкими перемещениями создавали

игру «усиленного фланга», К. Бесков и В. Трофимов показывали образцы маневренного перемещения без мяча.

Так постепенно вырабатывался советский стиль наступательных действий.

В те годы мне удалось видеть игру лучших центральных нападающих Европы: венгров Хидекутти и Палоташа, австрийца Динста, румына Ене, поляка Алыпера, шведа Нордаля.

В игре каждого из них (за исключением, пожалуй, Динста) можно было увидеть новый рисунок атаки, желание отказаться от установленной схемы, играть свободно, широко, не связывая себя рамками определенной зоны.

И только англичане продолжали «свято чтить» рисунок «дубльве», строго придерживались определенных желобков, и никогда один игрок нападения не позволял себе нарушать границу коридора, заранее предначертанного тактической системой.

Защитник Станкевич, выступавший в Лондоне в 1945 году, рассказывал, что ему было сравнительно легко играть против знаменитого Стэнли Метьюза, так как англичанин ни разу даже не пытался выйти за пределы своего мысленно обозначенного зеленого коридора.

Я сознательно сделал исторический экскурс в недалекое прошлое, чтобы на его фоне отчетливее виден был рисунок современного нападающего.