Независимые ассоциации болельщиков — НАБ (ISA), возникшие в 1980-х годах, стали новым типом фэн-групп, которые поставили цель усилить свое влияние в руководящих структурах профессионального футбола. Во многом разделяя позиции Ассоциации футбольных болельщиков (АФБ) и часто пользуясь ее пропагандистскими приемами, независимые ассоциации в отличие от АФБ предоставляют своим членам более широкие возможности для активной деятельности на поприще футбола и таким образом оказывают влияние на политику футбольных клубов.

Первые такие ассоциации появились у клубов «Челси» и «Куинс Парк Рейнджере» в 1986 и 1987 годах, что соответствовало плану восстановления дискредитированного имиджа болельщиков. Они действовали независимо от клубов, имели более широкие задачи, чем только обеспечение представительства болельщиков в клубах. К середине 1990-х годов НАБ были образованы при 35 профессиональных клубах. Обычно их возглавляли выходцы из среднего класса, имевшие большой стаж пребывания в неорганизованном футбольном фэндоме.

Клубная база и местный характер деятельности независимых ассоциаций обеспечивает им огромное преимущество перед АФБ, действующей на региональной основе. Придерживаясь тактики АФБ (прежде всего используя местные средства массовой информации для обсуждения футбольных проблем и давления на клубы), независимые ассоциации усилили свою роль в клубной политике. К примеру, независимая ассоциация болельщиков «Манчестер Юнайтед» провела активную кампанию против покупки клуба концерном Sky и способствовала блокированию этой сделки правительством лейбористов в 1999 году. Как и АФБ, независимые ассоциации часто создаются при кризисе в клубном руководстве. Так было в ситуации с клубами «Шеффилд Юнайтед» и «Саутгемптон».

Однако активность и численный состав независимых ассоциаций непостоянны. Например, количество болельщиков в независимой ассоциации клуба «Шеффилд Юнайтед» сократилось с 1700 в 1995 году до 300 в 1997-м, когда после ухода непопулярного президента клуба Рега Брили она в значительной мере утратила свою роль. Большинство ассоциаций насчитывает не более 2 тыс. человек, тем не менее это хорошо организованные и влиятельные объединения.