В образцах первой футбольной формы использовались причудливые цвета, например шоколадный и розовато-лиловый, или забавные узоры, как в пятнистых фуфайках игроков «Болтон Уондерерс». Знаменитым клубам иногда нужны были годы или десятилетия для подбора своих цветов, которые ныне считаются традиционными. К примеру, футболисты «Эвертона» в начале 1880-х годов выходили на поле в черной экипировке.

На рубеже XIX—XX столетий футболки стали более стандартными. Отличительные элементы разделялись на несколько категорий: вертикальные или горизонтальные полосы, половины разного цвета по вертикали, V-образный рисунок и диагональная вставка другого цвета через плечо. В 1891 году Футбольная лига обязала клубы регистрировать свои цвета в межсезонный период. Принимающей команде рекомендовалось менять форму в случае совпадения (с 1921 года это рекомендовалось делать команде гостей). Важное значение символики вынуждало некоторые команды выступать с довольно эксцентричными инициативами. Более века назад, например, «Ливерпуль» и «Манчестер Юнайтед» предложили принимающей команде надевать красную форму, а команде гостей — белую во всех матчах Футбольной лиги.

Первые футболки были фланелевыми, на пуговицах или со шнурованным воротником — такой фасон сохранялся до 1950-х годов. Игроки «Астон Виллы» предпочитали вязаные жакеты с широкой голубой полосой вокруг шеи. Некоторые клубы получали разрешение вышивать на футболках герб своего графства или округа, другие изобретали собственные эмблемы в геральдическом стиле.

С 1870-х годов бриджам стали отдавать предпочтение по сравнению с крикетными брюками. Их делали из саржи, теплой полушерстяной ткани или овечьей кожи и обычно носили с ремнем. В 1904 году в ответ на возмутительную по тем временам выходку Чарли Робертса из «Манчестер Юнайтед», вышедшего на поле в шортах, Футбольная ассоциация выпустила инструкцию, согласно которой бриджи должны были прикрывать колени футболиста. Мешковатые бриджи, немного укороченные, оставались в моде в межвоенный период.